Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

московский художественный академический театр

Энциклопедический словарь

Моско́вский Худо́жественный академи́ческий теа́тр - им. М. Горького (МХАТ), основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актёрского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актёры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артём, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. Н. Кедров, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. Н. Грибов, М. М. Тарханов, В. О. Топорков, А. П. Кторов, П. В. Массальский, А. П. Зуева, В. А. Орлов, А. П. Георгиевская, А. М. Комиссаров и др. После 1917 в репертуаре пьесы М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, Л. М. Леонова, Н. Ф. Погодина и др. Социально-углублённое истолкование получила классическая драматургия (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и др.). С 1970 главный режиссёр О. Н. Ефремов. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельных труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 МХАТ имени А. П. Чехова, сцена в Камергерском переулке) и Т. В. Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького, сцена на Тверском бульваре).

* * *

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР - МОСКО́ВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР им. М. Горького (МХАТ), основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актеры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артем, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. Н. Кедров, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. Н. Грибов, М. М. Тарханов, В. О. Топорков, А. П. Кторов, П. В. Массальский, А. П. Зуева, В. А. Орлов, А. П. Георгиевская, А. М. Комиссаров и др. После 1917 в репертуаре пьесы М. А. Булгакова, В. Иванова, Л. М. Леонова, Н. Ф. Погодина и др. Социально-углубленное истолкование получила классическая драматургия (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и др.). Спектакли: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898), «Чайка» Чехова (1898), «На дне» Горького (1902), «Вишневый сад» Чехова (1904), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1910), «Дни Турбиных» Булгакова и «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова (1927), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Три сестры» Чехова (1940), «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1952), «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973). С 1970 главный режиссер О. Н. Ефремов. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 МХАТ имени А. П. Чехова (см. МХАТ имени Чехова), сцена в Камергерском переулке) и Т. В. Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького (см. МХАТ имени Горького); сцена на Тверском бульваре).

Большой энциклопедический словарь

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ театр им. М. Горького (МХАТ) - основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актеры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артем, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. Н. Кедров, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. топлива до 5,8 л на 100 км), спортивные и специальные.

Гуманитарный словарь

МОСКО́ВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР - создан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В 1902 начал работать в новом помещении. Основу труппы составили выпускники драм. отделения уч-ща Моск. Филармонич. об-ва, ученики Немировича-Данченко (О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, М. Л. Роксанова и др.) и участники любит. Об-ва иск-ва и лит-ры, руководимого Станиславским (М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. Р. Артем). Позднее в труппу влились В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и др. Творч. программа т-ра была разработана Станиславским и Немировичем-Данченко. Т-р изначально ориентировался на шир. круг зрителей, д. б. быть "общедоступным". Осн. внимание уделялось ансамблю, единству исполнения, содержательности репертуара. Первый спектакль "Царь Федор Иоаннович" по А. К. Толстому сразу вывел т-р на заметное место.

Фактически становление т-ра связано с обращением к драматургии А. П. Чехова: "Чайка" (1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). МХТ сумел найти адекватную сценич. форму новаторским произв. Чехова, созвучность современности, мыслям и чувствам интеллигенции. В этот период сформировался новый тип актера, оформились принципы режиссуры, новые средства худож. выразительности.

Большое значение в истории МХТ сыграли пьесы М. Горького - "Мещане", "На дне" (1902), "Дети солнца" (1905), оказавшие влияние на обществ. сознание.

После рев-ции 1905-07 т-р переживает недолгое увлечение символизмом, не принесшее существ. успеха.

В 1910 Немирович-Данченко обращается к инсценировке "Братьев Карамазовых". Значит. событием стала и постановка "Живого трупа".

В 1906-17 Станиславский ведет эксперим. работу по созданию системы актер. творчества. В это время в репертуаре преобладают классич. произв. - И. С. Тургенев, Ж. Б. Мольер, К. Гольдони, Ф. М. Достоевский. К работе в т-ре привлекаются молодые реж. силы.

В 1920 МХТ был включен в число академических.

После 1917 МХТ подвергается резким нападкам со стороны "левых", продолжая отстаивать реалистич. метод, к-рый в это время оформился в науч. теорию.

Станиславский и Немирович-Данченко вели пед. работу, создавая студии при т-ре. Труппа т-ра пополнялась воспитанниками студий. Возникло т. н. "второе поколение" МХАТ: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, А. Н. Грибоедов, М. М. Яншин и др.

В 1926 состоялась премьера "Дней Турбиных" по М. А. Булгакову, ставшая этапной в жизни т-ра. В кон. 20-х гг. т-р стал активно сотрудничать с совр. драматургами - К. А. Треневым, Л. М. Леоновым, В. П. Катаевым и др. Значит. событием становится постановка классич. пьес: "Горячее сердце", "Безумный день, или Женитьба Фигаро" - зрелищные, ярко театральные спектакли.

В 1940 Немирович-Данченко возвращается к "Трем сестрам". Его простой, поэтичный, стилистически безупречный спектакль стал одной из вершин в творчестве МХАТ.

После смерти основоположников МХАТ переживал трудный период. Его "канонизация" пагубно сказалась на возможности творч. поисков, т-р оказался заложником собств. прошлого. Несмотря на отд. удачи, прежде всего актерские, т-р утратил свое значение, терял профессионализм.

В 1972 по решению старейшин т-ра возглавить коллектив предложили О. Н. Ефремову, ученику Школы-студии МХАТ, развивавшему его традиции в т-ре "Современник". С именем Ефремова связана новая страница в истории МХАТа. После конфликта часть актеров уходит, и т-р в 1989 разделяется на две труппы, одну из к-рых возглавляет Т. В. Доронина. За ней сохраняется имя М. Горького. Т-р под руководством Ефремова получает назв. МХАТ им. Чехова. Ефремов создает цикл чеховских спектаклей, обращается к совр. драматургии, привлекает к сотрудничеству талантливых реж., создает "звездный" ансамбль.

Московский художественный театр им. А. П. Чехова

Московский художественный театр им. А. П. Чехова

Иллюстрированный энциклопедический словарь

МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР (МХАТ) имени М. Горького, основан в 1898 К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Московский Художественно-Общедоступный театр, с 1932 имени Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры. Творческую направленность определили постановки новаторских пьес А.П. Чехова ("Чайка", 1898) и М. Горького ("На дне", 1902). После 1917 в репертуаре - пьесы М.А. Булгакова ("Дни Турбиных", 1926), Вс.В. Иванова ("Бронепоезд 14-69", 1927) и др. Социально углубленное истолкование получила классическая драматургия А.Н. Островского ("Горячее сердце", 1926), проза Л.Н. Толстого ("Воскресение", 1930; "Анна Каренина", 1937) и др. Первые актеры: М.Ф. Андреева, А.Р. Артем, О.Л. Книппер-Чехова, М.П. Лилина, В.Э. Мейерхольд, И.М. Москвин, затем - В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, Н.П. Хмелев, Б.Г. Добронравов, Б.Н. Ливанов, А.К. Тарасова, К.Н. Еланская, О.Н. Андровская, А.И. Степанова, М.И. Прудкин, А.Н. Грибов, В.Я. Станицын, М.Н. Кедров, В.А. Орлов, М.М. Яншин, А.П. Зуева, А.П. Кторов, М.М. Тарханов, В.О. Топорков, П.В. Массальский, А.М. Комиссаров, А.П. Георгиевская, М.П. Болдуман и др. С 1987 две труппы: под художественным руководством О.Н. Ефремова (с 1989 Московский Академический Художественный театр имени А.П. Чехова) и Т.В. Дорониной (Московский Академический Художественный театр имени М. Горького).

Полезные сервисы